В последнее время никто уже не отрицает, что Интернет - это такая же среда для проведения маркетинговых мероприятий, как радио, телевидение, печатные СМИ и др. Поэтому отсутствие попыток понять, сможет ли Интернет как явление и корпоративный сайт как его частность оказаться эффективным инструментом маркетинговой политики компании, постепенно становится по меньшей мере странным.
Хотя не так давно российские фирмы относились к представительствам в Интернет не очень серьезно. Решив создать свой сайт, мало кто думал о маркетинге, изучении возможностей и тактике рекламы, способе создания сайта и т.п. Для многих это был скорее эксперимент, на который не стоит тратить деньги. Отсюда появлялся спрос на любой сайт - качество, уровень дизайна, организация интерактивности и автоматизации поддержки сайта в дальнейшем отбрасывались. Основным посылом, на который ориентировались веб-разработчики, был клич руководителя компании-заказчика: "Если у конкурентов есть, то и нам нужен!.."
Но руководители тоже люди, и их кличи тоже меняются. Известно, что способности человека воспринимать новые идеи в целом развиваются в три этапа:
1) "Это невозможно, это бессмысленно" и вариации ("У нас и так все нормально", "Ничего в этом не понимаем и не хотим" и др.);
2) "Что-то в этом есть" (вариация про конкурентов и др.);
3) "Что вы мне рассказываете, это и так все знают!"
Сегодня большинство компаний, принимающих решение о создании сайта в Интернете, находится скорее на втором уровне, чем на первом, и намного чаще на втором, чем на третьем. Это облегчает работу веб-мастеров и сильно стимулирует развитие различных инструментов, формализующих и автоматизирующих создание сайтов.
Именно на этой волне в последние 2 года заметно активизировалась деятельность компаний-разработчиков и их дилеров – появляется все больше так называемых конструкторов сайтов, с помощью которых пользователь может самостоятельно получить собственное представительство в сети. Подобные услуги и средства быстрой разработки сайтов начинают предоставлять некоторые провайдеры интернет-услуг, хостинг-провайдеры, информационные центры, появляются аналогичные разработки от зарубежных компаний. В чем их суть? Какие существуют конструкторы сайтов? Кто ими пользуется? Сколько это стоит? На этом хотелось бы остановиться подробнее.
Конструкторы как они есть
Конструктор сайтов – это программное средство, основанное на использовании шаблонов и призванное максимально упростить процессы создания и поддержки сайта. Себестоимость создания сайта с использованием конструктора сайта на порядок ниже, чем в студиях веб-дизайна. Однако, возможности пользователей по созданию сайта и его дальнейшей поддержке в рамках подобных конструкторов различаются.
Можно выделить несколько основных плюсов конструктора сайтов:
В целом, все конструкторы сайтов условно можно разделить на три группы: конструкторы начального уровня, среднего и высокого.
К первой группе чаще всего относятся бесплатные варианты, которые предоставляют пользователю возможность регистрации домена третьего уровня, небольшое количество шаблонов (от одного до трёх), с помощью которых можно быстро создать сайт и регулировать некоторые настройки в дальнейшем. Часто имеется возможность подключить достаточно примитивные сервисы (гостевую книгу, шаблон создания прайс-листа и т.п.). Основные минусы таких проектов – почти 100-процентная вероятность того, что вашим сайтом будут пользоваться как рекламной площадкой (как на narod.ru, к примеру), слишком малое количество вариантов дизайна и возможностей вариаций, изменений шаблонов.
Вторая группа – конструкторы среднего уровня. Действуют по принципу фокусирования на определенном сегменте пользователей (например, конструктор сайтов по автомобильной тематике, конструктор сайтов для бизнеса и т.д.). Такие решения обычно более продуманы в плане разработки ядра, они предоставляют больше возможностей пользователям и могут быть отнесены к классу коммерческих конструкторов сайтов (не смотря на это, порядок цен здесь все равно значительно отличается в меньшую сторону от расценок частных разработчиков и дизайн-студий).
Третья группа – конструкторы сайтов, действующие по принципу дифференциации. В этом случае достижение конкурентного преимущества осуществляется путем создания продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. Подобных проектов немного, поскольку разработка самого конструктора довольно накладна и с финансовой стороны, и по временным затратам. Однако, именно такие проекты являются реальными игроками на рынке, и обладают наибольшими функциональными возможностями с точки зрения пользователя. Тем более, что сложившаяся цена на их услуги, как показывает практика, не больше (а чаще даже меньше), чем у конструкторов среднего уровня.